МБОУ "Новозаганская СОШ"
671349, Республика Бурятия, Мухоршибирский район, село Новый Заган, Солнечная улица, 1
  • Профилактика жестокого обращения

    Методические рекомендации профилактики жестокого обращения

    Приложение 1

    Памятка

    «Действия специалистов образовательных учреждений,

    в случаях выявления фактов жестокого обращения с несовершеннолетними»

    Понятие и формы жестокого обращения с детьми

    Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.

    Формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами.

    Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями.

    Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

    Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей, других взрослых или одноклассников, сверстников на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

    Сексуальное насилие – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

    Физическое насилие – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию.

    Действия специалистов образовательных учреждений

    1. Работники образовательных учреждений (учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи) должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

    - психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

    - неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка во время проведения занятий;

    - изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

    - проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

    - повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

    - враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

    - сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

    - судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

    - чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

    - демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;

    - обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

    - повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);

    - прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

    - случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;

    - ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

     Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:

    - в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;

    - на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;

    - часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения, школы в другое.

    - запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;

    - необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за меди­цинской помощью;

    - противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;

    - объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;

    - родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;

    - родители не знают друзей ребенка.

    2. Работник образовательного учреждения должен предпринять следующие меры, если подозревает родителей (или законных представителей), в жестоком обращении с ребенком.

    2.1. Необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник.

    2.2. В случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т.д., необходимо установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением во время занятий.

    3. При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), работникам образовательного учреждения, необходимо:

    - немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

    - руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка согласно приложению 1.  

    4. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:

    - совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;

    - направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка.

    Приложение № 1

    В  комиссию по делам несовершеннолетних

    ____________________________

    (должность, место работы)

    Заявление

    « __» _________ 20____ года в ____ часов ______ минут были обнаружены (указать кем) признаки жестокого обращения с несовершеннолетним (указать несовершеннолетнего, в отношении которого было допущено жестокое обращение, его место жительства, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами (либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены (указать совершенные действия). Признаками, дающими основания подозревать жестокое обращение, являются (указать конкретные признаки).

    Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности.

    «___» _________20__года

    Приложение № 2

    Полезная информация

    Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей:

    8 800 2000 122

    (круглосуточно, бесплатно, анонимно и конфиденциально)

    Горячая линия «Ребёнок в опасности» Следственного комитета РФ.

    8-800-200-19-10.

    (бесплатно, круглосуточно)

                  

    Горячая линия «Дети России Онлайн»

    8-800-250-00-15

    (бесплатно, с 09:00 до 18:00 по рабочим дням):

    Сайт: http://detionline.com/helpline/about.

      

    Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной службы

    8 (3021) 69-31-55

    8 (9021) 69-55-29

    (бесплатно, конфиденциально, с 08:00 до 17:00 по рабочим дням)

    Телефон доверия Центр диагностики и консультирования

    Комитета по образованию г. Улан-Удэ

    8(3012) 55-38-16

    Телефон доверия психологическая помощи ГАУЗ «Республиканский психоневрологический диспансер»

    8 (9021) 66-83-11

    (ежедневно, круглосуточно)

    Приложение 1

    Памятка

    «Действия специалистов образовательных учреждений,

    в случаях выявления фактов жестокого обращения с несовершеннолетними»

    Понятие и формы жестокого обращения с детьми

    Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.

    Формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами.

    Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями.

    Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

    Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей, других взрослых или одноклассников, сверстников на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

    Сексуальное насилие – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

    Физическое насилие – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию.

    Действия специалистов образовательных учреждений

    1. Работники образовательных учреждений (учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи) должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

    - психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

    - неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка во время проведения занятий;

    - изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

    - проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

    - повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

    - враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

    - сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

    - судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

    - чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

    - демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;

    - обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

    - повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);

    - прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

    - случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;

    - ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

     Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:

    - в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;

    - на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;

    - часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения, школы в другое.

    - запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;

    - необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за меди­цинской помощью;

    - противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;

    - объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;

    - родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;

    - родители не знают друзей ребенка.

    2. Работник образовательного учреждения должен предпринять следующие меры, если подозревает родителей (или законных представителей), в жестоком обращении с ребенком.

    2.1. Необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник.

    2.2. В случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т.д., необходимо установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением во время занятий.

    3. При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), работникам образовательного учреждения, необходимо:

    - немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

    - руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка согласно приложению 1.  

    4. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:

    - совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;

    - направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка.

    Приложение № 1

    В  комиссию по делам несовершеннолетних

    ____________________________

    (должность, место работы)

    Заявление

    « __» _________ 20____ года в ____ часов ______ минут были обнаружены (указать кем) признаки жестокого обращения с несовершеннолетним (указать несовершеннолетнего, в отношении которого было допущено жестокое обращение, его место жительства, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами (либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены (указать совершенные действия). Признаками, дающими основания подозревать жестокое обращение, являются (указать конкретные признаки).

    Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности.

    «___» _________20__года

    Приложение № 2

    Полезная информация

    Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей:

    8 800 2000 122

    (круглосуточно, бесплатно, анонимно и конфиденциально)

    Горячая линия «Ребёнок в опасности» Следственного комитета РФ.

    8-800-200-19-10.

    (бесплатно, круглосуточно)

                  

    Горячая линия «Дети России Онлайн»

    8-800-250-00-15

    (бесплатно, с 09:00 до 18:00 по рабочим дням):

    Сайт: http://detionline.com/helpline/about.

      

    Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной службы

    8 (3021) 69-31-55

    8 (9021) 69-55-29

    (бесплатно, конфиденциально, с 08:00 до 17:00 по рабочим дням)

    Телефон доверия Центр диагностики и консультирования

    Комитета по образованию г. Улан-Удэ

    8(3012) 55-38-16

    Телефон доверия психологическая помощи ГАУЗ «Республиканский психоневрологический диспансер»

    8 (9021) 66-83-11

    (ежедневно, круглосуточно)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie